Фото: https://pixabay.com/vectors/certificate-diploma-background-1237073/ Если человек нуждается в заёмных средствах в особо крупных размерах, то первым делом он обращается в банк. Именно эта финансовая организация может выдать кредит на любые нужды. Но задумывался ли рядовой обыватель, за счёт чего существует банк, откуда у него деньги?
Наличку банки получают от вкладчиков, которые хранят свои сбережения на депозитах. Кроме того, идёт доход от заёмщиков, которые взяли кредиты и выплачивают за них проценты. Неплохую выгоду можно получить с ипотеки – размер переплаты весьма существенный. К сожалению, это долгосрочный кредит, прибыль от которого «капает» небольшими суммами в течение двух-трёх десятков лет.
Что такое ипотечный сертификат участия
Закон об ипотечных ценных бумагах был принят в 2003 году, но развиваться программа ИСУ стала сравнительно недавно. В 2013 году «Управляющей компанией ГФТ Капитал» было выпущено 20 ипотечных пулов на общую сумму более 140 миллиардов рублей.
Что такое ИСУ? Это именные ценные бумаги, не имеющие номинальной стоимости, но подтверждающие факт долевого участия владельца в инвестировании.
Механизм работы сертификатов напоминает паевые фонды, с той лишь разницей, что у ценных бумаг доходность гарантирована на 100%, а прибыль ПИФ зависит от того, куда конкретно были вложены деньги.
Схема работы ИСУ
Чтобы не углубляться в мудрёные экономические дебри, рассмотрим схему работы ИСУ буквально на пальцах.
Итак, в «мероприятии» принимают участие четыре стороны.
- Инвестор – может быть один или несколько, как правило, это организации (крупные банки, инвестиционные фонды и прочие богатые компании).
- Управляющая Компания (УК) – именно она выпускает ценные бумаги и осуществляет руководство.
- Банк – выдаёт ипотечные кредиты.
- Заёмщики – получают ипотечный кредит для покупки недвижимости.
Юридический механизм инвестирования
Он довольно сложный, но разобраться в нём можно.
Банк выдаёт ипотечные кредиты. В качестве обеспечения получает закладные на недвижимость. В случае если заёмщик перестанет платить по ипотеке, жилплощадь можно изъять и продать, тем самым покрыв свои убытки. Именно поэтому держатели ИСУ никогда не останутся в минусе.
Дабы не потерять свои квартиры Заёмщики ежемесячно выплачивают обязательные платежи по основному долгу и начисленным процентам. Банк может продать долговые обязательства Инвесторам. В этом случае он получит необходимую сумму, которую раздал Заёмщикам, и снова может пустить её в оборот для выдачи кредитов.
Банку выгодно продавать долговые обязательства не по одному, а целой пачкой, поэтому все закладные, имеющие сходные характеристики, упаковываются в один пул и продаются Управляющей Компании.
Ипотечный пул гарантирует получение неплохого дохода в течение длительного времени, ведь ипотеки выдаются на двадцать-тридцать лет. Всё это время ИСУ будут приносить прибыль без всякого риска, поскольку защищены недвижимостью.
В одном пуле может находиться сотни, а то и тысячи закладных общей стоимостью в миллиарды рублей. У Управляющей Компании нет таких денег, поэтому она подключает Инвесторов. Для этого выпускаются ценные бумаги (ИСУ) и раздаются Инвесторам в обмен на их денежки. Получается, что Инвесторы спонсируют Банк с помощью посредника – УК.
Заёмщик даже не подозревает, что платит уже не своему банку, а третьей стороне. В данном случае ею выступает Управляющая Компания.
В итоге, Инвесторы обеспечены постоянным доходом, получая свои деньги обратно с учётом процентов – этот вариант инвестиций безопасен и выгоден. УК берёт некоторое вознаграждение за свои посреднические услуги. Банк быстро возвращает свои деньги и может снова пустить их на кредитование. Все довольны.
Выводы
А теперь кратко подведём итоги.
Как происходит инвестирование?
- Заёмщики берут деньги в Банке для приобретения недвижимости.
- Банк предлагает УК закладные на продажу.
- Инвесторы приобретают у Управляющей Компании пул сертификатов.
- полученные средства УК отдаёт Банку.
- Банк выдаёт новым Заёмщикам ипотечные кредиты.
Как возвращаются инвестиции?
- Заёмщики ежемесячно выплачивают долговые обязательства по кредиту, но уже не Банку, а УК.
- Управляющая Компания удерживает комиссионные за свои услуги, а остальную сумму распределяет между Инвесторами в зависимости от вложенной доли.
Кто выпускает ИСУ
Фото: https://pixabay.com/illustrations/finance-facade-mirroring-building-1074727/
Ипотечные сертификаты участия с ипотечным покрытием выпускаются исключительно коммерческими организациями, имеющими право управления инвестиционными фондами, частными пенсионными фондами, банками.
Условия выпуска ИСУ таковы:
- размер эмиссии (выпуска сертификатов) не должен быть больше стоимости ипотечных активов;
- период обращения равен сроку кредитования;
- стоимость сертификатов не должна быть больше пятидесятикратного размера общего капитала Управляющей Компании (эмитента);
- минимальный выпуск сертификатов должен быть равным или превышать 100 000 евро по курсу Центрального Банка.
Использование в мошеннических целях ипотечных ценных бумаг в 2008 году привели к мировому кризису. А всё потому, что в пулы УК «упаковывали» активы с разной степенью риска. Финансовый пузырь лопнул, и по США пошла волна отказов или невозможности заёмщиков платить по ипотеке. В итоге выяснилось, что всему виной «мёртвые» кредиты, выданные неплатёжеспособным заёмщикам.
Банкам заранее было известно, что погасить такие ипотеки невозможно. Эти кредиты были включены в ипотечные пулы, что и привело к обесцениванию ИСУ.
Чтобы такого не произошло в нашей стране, необходим строгий контроль. В пулы должны включаться только высоколиквидные ипотеки.
Порядок признания ипотечного сертификата участия в банке
Договор на предмет учета владельцев ИСУ в форме реестра заключается только с одним из регистраторов. Порядок и основы ведения учета регламентируются на основании нормативно-правовых актов, принятых исполнительной властью на федеральном уровне. При ненадлежащем исполнении обязательств по ведению реестра регистратор несет перед владельцами ИСУ субсидиарную ответственность. Соответствующие формулировки приведены в федеральном законодательстве, прописываются в договоре, который заключается с управляющим и заключены правилами, которые распространяются на управление ипотечным покрытием.
Совет от Сравни.ру: Ипотечные сертификаты участия – проверенный временем и практикой инструмент развития рынка долгосрочного кредитования. С помощью ИСУ на рынке закладываются основы доверительного управления, упрощается процедура подтверждения прав на те или иные обязательства, а также становятся возможными другие операции, которые упрощают и ускоряют работу с ипотечными обязательствами всех типов.
Условия доверительного управления
Посредником между участниками инвестирования выступает Управляющая Компания, которая является ответственной за выдачу ипотечных сертификатов.
После выпуска и выдачи ИСУ между владельцами ипотечных ценных бумаг и УК образуется общая долевая собственность. УК выполняет функцию доверительного управляющего.
Для этого заключается договор, в котором указаны следующие ключевые моменты:
- права и обязанности сторон;
- количество выпущенных сертификатов;
- порядок их распределения;
- размер комиссионных для управляющего;
- порядок и сроки выплаты денежных средств;
- условия созыва и проведения общего собрания владельцев сертификатов;
- срок действия договора;
- иные сведения в соответствии с требованиями, установленными настоящим федеральным законом.
Управляющая Компания обязана:
- аккумулировать денежные средства, поступающие от Заёмщиков;
- переводить выплаты Инвесторам;
- контролировать выполнение обязательств Заёмщиков по своевременному погашению ипотечных кредитов;
- созывать общие собрания, если как минимум 10% держателей сертификатов выразили желание в необходимости решения конкретных задач;
- ежемесячно предоставлять информацию о размере и балансе активов, собственных комиссионных.
Ипотечные сертификаты участия-что это и как их можно использовать?
Оксана, согласно Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Статья 105. Порядок подачи жалобы
Путеводитель по контрактной системе. Вопросы применения ст. 105
1. Любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц таких действий (бездействия) в судебном порядке.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном настоящей главой, допускается в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не позднее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола. Жалоба на положения документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений. По истечении указанных в настоящей части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, специализированной электронной площадке, но не позднее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, закрытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, закрытого конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, закрытого двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона, закрытого аукциона в электронной форме, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, итогового протокола запроса предложений в электронной форме или протокола рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, закрытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, закрытом конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, закрытом двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, закрытом аукционе в электронной форме, протокола рассмотрения заявки единственного участника на участие в открытом конкурсе в электронной форме, закрытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, закрытом конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе в электронной форме, закрытом двухэтапном конкурсе в электронной форме, в электронном аукционе, закрытом аукционе в электронной форме при признании соответствующей электронной процедуры или закрытой электронной процедуры несостоявшейся. Жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, закрытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, закрытом конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, закрытом двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, закрытом аукционе в электронной форме, при рассмотрении заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, запросе предложений в электронной форме или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок осуществляется только в судебном порядке.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, допускается в порядке, установленном настоящей главой, в течение тридцати дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия). Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, связанных с проведением электронных процедур, допускается в порядке, установленном настоящей главой, в сроки, предусмотренные частью 4 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, связанных с заключением контракта, допускается в порядке, установленном настоящей главой, не позднее даты заключения контракта.
7. Участник закупки, общественное объединение и объединение юридических лиц подают жалобу в письменной форме.
8. Жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки (далее также — жалоба) должна содержать:
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии такой информации);
2) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), наименование, место нахождения общественного объединения или объединения юридических лиц, фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица) лица, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии);
3) указание на закупку, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке;
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, доводы жалобы.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
10. Жалоба подписывается подающим ее лицом или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ.
11. Жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если:
1) жалоба не соответствует требованиям, установленным настоящей статьей;
2) жалоба не подписана или жалоба подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;
3) жалоба подана по истечении срока, предусмотренного настоящей статьей;
4) по жалобе на те же действия (бездействие) принято решение суда или контрольного органа в сфере закупок.
12. Решение о возвращении жалобы без рассмотрения принимается в течение двух рабочих дней с даты поступления жалобы.
13. Контрольный орган в сфере закупок в день принятия решения о возвращении жалобы сообщает в письменной форме лицу, подавшему жалобу, о принятом решении с указанием причин возвращения жалобы.
14. Решение о возвращении жалобы может быть обжаловано в судебном порядке.
15. Лицо, подавшее жалобу, вправе отозвать ее до принятия контрольным органом в сфере закупок решения по существу жалобы, при этом такое лицо не вправе подать жалобу повторно на те же действия (бездействие) тех же лиц.
16. В течение двух рабочих дней с даты отзыва жалобы контрольный орган в сфере закупок направляет всем заинтересованным лицам информацию об отзыве жалобы и размещает ее в единой информационной системе.
17. Жалоба подается в:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд;
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, которые относятся к государственному оборонному заказу, а также в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну;
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего в отношении закупок для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Российской Федерации;
4) орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
18. Информация о жалобах, поданных в контрольные органы в сфере закупок, о решениях, принятых по результатам рассмотрения жалоб, включается в реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний. При этом согласие на обработку персональных данных, содержащихся в поступивших в такие контрольные органы жалобах, для размещения в единой информационной системе не требуется.
Можете обратиться к любому юристу и заключить соглашение ст. 779 ГК РФ.
Особенности ипотечных сертификатов участия
Фото: https://pixabay.com/illustrations/business-money-casting-plant-3462518/
Инвестирование в ипотеку чем-то напоминает инвестиции в паевые фонды – ПИФы. Механизм один и тот же. Инвестор отдаёт деньги Управляющей Компании, которая вкладывает их в ипотечный пул. Разница состоит лишь в том, что эта инвестиция безопасна, защищена от потерь и имеет гарантированную прибыль.
Правда, здесь есть одно «но». Доходность полностью зависит от дисциплинированности Заёмщиков. Если они платят аккуратно ежемесячные платежи, то Инвестор получает прибыль. Если же Заёмщик не в состоянии погасить ипотеку, то его недвижимость изымается и реализуется по бросовой цене, лишь бы покрыть убытки. В этом случае Инвестор остаётся с минимальным доходом. Впрочем, пул состоит из множества закладных, процент несостоятельных Заёмщиков невелик.
Дивиденды держателям ИСУ выплачивают обычно раз в два месяца. Суммы могут быть различны, если Заёмщики платят не в срок, но при благоприятном развитии Инвесторы получают прибыль на уровне средних ипотечных ставок с учётом удержания двух-трёх процентов на комиссионные УК.
Также следует учитывать, что Инвестор с полученного дохода должен заплатить налог, что также отразится на итоговой прибыли.
Особенности и отличия ИСУ от других ценных бумаг:
- это не долговой документ, а бумага, удостоверяющая размер доли в общем ипотечном инвестировании;
- ипотечные сертификаты не являются эмиссионными, что упрощает их выпуск;
- все выпущенные и выданные сертификаты указываются в положениях договора доверительного управления;
- у сертификатов отсутствует номинальная стоимость, поэтому они могут находиться в свободном обращении;
- сертификат может приобрести государственная организация, юридическое или частное лицо;
- размер инвестиций ничем не ограничен.
Ипотечные сертификаты участия с ипотечным покрытием
Выдача ИСУ под ипотечное покрытие происходит для того, чтобы зафиксировать долевое участие отдельно взятых субъектов в процессе. Ценные бумаги в виде сертификатов также служат основой, на которую опираются и на которой учреждаются процессы управления ипотечным покрытием. Долевая собственность ипотечного покрытия общего характера возникает именно в момент утверждения. В рамках процесса управления ипотечным покрытием предусмотрена возможность подписания договора доверительного управления на срок от 1 до 40 лет.
Основные риски ИСУ и способы их устранения
Любое инвестирование является рискованным предприятием. Вложение денег в ипотечное кредитование отличается низким уровнем риска, инвестор ничего не теряет, в самом неблагоприятном случае вернёт свои капиталы.
Тем не менее риски есть всегда. Рассмотрим основные.
Кредитный риск
Заёмщики в силу каких-либо обстоятельств могут оказаться неплатёжеспособными, допускать просрочки или и вовсе отказаться платить по кредиту. В итоге размер прибыли Инвестора уменьшается.
Ещё одна причина снижения доходности – некачественный пул закладных, когда наряду с высоколиквидными ипотеками включаются заведомо убыточные.
Чтобы избежать этих проблем, необходимо:
- застраховать финансовые риски кредитора – заёмщик должен оформить не только обязательную страховку на залоговую недвижимость, но и личное страхование;
- привлечь стороннего мастер-сервисера, то есть организацию, которая будет заниматься контролем и надзором над оборотом денежных средств;
- провести аудит пула на стадии формирования, то есть тщательно проверить закладные, включаемые в пул на ликвидность.
Процентный риск
Чтобы не допустить изменение процентных ставок, необходимо:
- в пул включать только ипотеки с фиксированной годовой ставкой;
- в договоре доверительного управления указать, что используются только фиксированные ставки, не имеющие переменных составляющих.
Риск контрагентов
Если Управляющая Компания в силу каких-либо причин не может или в одностороннем порядке отказывается от своих обязательств, то согласно ФЗ (ст. 152):
- держатели ИСУ на общем собрании вправе заменить контрагента на другого;
- в случае несостоятельности действующей УК и невозможности замены на альтернативную организацию управление активами передаётся в государственную корпорацию ВЭБ.РФ (инвестиционный банк на 100% принадлежащий России).
Риск ликвидности сертификатов
В случае если ИСУ нельзя реализовать в короткие сроки и с ожидаемой прибылью, необходимо принять этот риск и направить все усилия на повышение оборачиваемости ценных бумаг на вторичном рынке. Именно этими действиями активно занимается АИЖК (Агентство по Ипотечному Жилищному Кредитованию).
Права и преимущества держателя ИСУ
Фото: https://pixabay.com/photos/businessman-kaufmann-money-dollar-3950117/
Владелец сертификатов имеет право:
- получать выплаты и пользоваться денежными средствами, выданными в качестве дивидендов, по своему усмотрению;
- требовать от УК соответствующего контроля над процессом;
- полноценно участвовать в общих собраниях держателей ИСУ и принимать необходимые решения.
Преимущества:
- на весь период оборота ИСУ заключается только один договор доверительного участия;
- нет нужды составлять многочисленные дополнительные правовые соглашения;
- не требуется дополнительная регистрация эмиссионного проспекта;
- инвестор получает доход не с конкретных закладных, а со всего пула кредитов.
Права держателя и преимущества ипотечного сертификата
Ипотечный сертификат участия наделяет своего владельца определенными правами, а именно:
- Держатель может получать деньги, полученные в результате фактического выполнения обязательств.
- Может ожидать от организации выпуска ипотечных сертификатов участия соответствующего контроля над данным ипотечным покрытием.
Ипотечные сертификаты участия обладают и выгодными преимуществами для своих держателей:
- Отменяют необходимость создания многочисленных дополнительных соглашений.
- Имеют высокую вероятность их дополнения в ипотечные покрытия и выпуск облигаций.
- Не требуют дополнительного формирования и регистрации эмиссионного проспекта, что в итоге экономит расходы на создание самого ипотечного сертификата участия.
- Предполагают заполнение только одного договора, основанного на доверительном управлении.
Есть и негативный момент, который снижает надежность ИСУ, это достаточно распространенная практика осуществления пул обеспечения не только из ипотечных закладных, но и из некоторых активов, не имеющих прямого отношения к ипотеке. Развитию этого фактора способствуют недоработки в законодательстве по этому вопросу.